При досрочном погашении кредита потребителем страховщик может не возвращать ему часть премии, уплаченной за связанное с кредитом страхование, если условия этого страхования не зависят от суммы остатка по кредиту. Это следует из решения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ.
Верховный суд встал на сторону страховщика
В Верховном суде разбиралось дело физлица, которое 14 апреля 2017 г. получило потребительский кредит на сумму 2,6 млн р. в КБ «Локо-Банк» на 7 лет под 15,9% годовых. В день получения кредита между этим физлицом и АО «СК Благосостояние» был заключен договор страхования от несчастных случаев. Страховая сумма по этому договору составила те же 2,6 млн р. Срок действия страхования по договору – с 14 апреля 2017 г. по 13 октября 2018 г., а страховая премия – 124 тыс. р. Выгодоприобретателем по риску инвалидности являлся заемщик, а по риску смерть – его наследники.
Через три месяца потребитель досрочно погасил кредит и обратился к страховщику с требованием вернуть часть страховой премии. «СК Благосостояние» ответила отказом, указав, что возврат премии предусмотрен только в течение 5 дней с момента заключения договора страхования.
Потребитель обратился в суд. Решением Карагайского районного суда Пермского края в октябре 2017 г. его исковые требования были частично удовлетворены. С компании взыскали 103 тыс. р. неиспользованной части премии и 56 тыс. р. компенсации морального вреда.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в декабре 2017 г. оставила это решение без изменений.
Однако Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ отменила апелляционное определение и отправила дело на новое рассмотрение. По ее мнению, несмотря на то, что первоначально страховая сумма была равна полной сумме кредита, с течением времени она оставалась неизменной. В данном случае возможность наступления страхового случая, срок действия договора страхования и размер страховой выплаты не зависят от суммы остатка по кредиту либо от досрочного погашения кредита, указала коллегия.
Поэтому она сочла ошибочными выводы нижестоящих судов о том, что согласно пунктам 1, 3 ст. 958 Гражданского кодекса РФ после погашения потребкредита риск наступления страхового случая отпал и часть страховой премии за неистекший период страхования подлежит возврату.
Согласно пункту 3 ст. 958 ГК РФ, при досрочном отказе страхователя от договора страхования премия подлежит возврату только в случае, если это предусмотрено договором страхования, указывается в определении Верховного суда РФ.