Фото Getty Images
Если бы женщины играли ту же роль на рынке труда, что и мужчины, то к 2025 году к мировому ВВП можно было добавить $28 трлн
Недавно читала биографию Француазы Дольто, знаменитого французского детского психоаналитика и педиатра. Ее боготворят французские родители, книги Дольто до сих пор считаются бестселлерами. Сложно поверить, но в начале XX века богатую девушку из буржуазной семьи родители не пускали учиться на врача, а мечтали, чтобы она удачно вышла замуж. Замуж она вышла более чем удачно — за российского эмигранта и основателя кинезетерапии Бориса Дольто, родила от него троих детей, была счастлива в браке, но и врачом тоже стала. Правда, для этого ей по просьбе родителей пришлось пройти психотерапию у Рене Лафарга (они до последнего надеялись, что психоанализ приведет ее в чувство и отобьет всякие мечты о работе).
Сейчас такие истории кажутся архаизмом. Сложно поверить, что каких-то 100 лет назад в просвещенной Европе женщины еще не могли голосовать на выборах и даже не мечтали о больших должностях в политике, экономике, бизнесе, науке — сферах, где традиционно доминируют мужчины. В наши дни ситуация иная. Кажется, что женщины уверенно завоевывают позиции: уже и Международный валютный фонд возглавляет Кристин Лагард, и на пост президента США претендует Хиллари Клинтон. Уверенной походкой слабый пол наступает на Кремниевую долину. Границы раздвигаются, открывая новые возможности. Но на самом деле прогресс оказался не таким значительным, каким он мог бы быть.
Недавние скандалы, связанные с харрасментом, сильно всколыхнули общественность, а главное, заставили посмотреть правде в глаза: в реальности у женщины не так много прав и возможностей. Даже известные, богатые и красивые женщины на самом деле ущемлены в своих правах и часто вынуждены играть по чужим правилам. Можно по-разному относиться к этим скандалам, но за проблемой, которую они подняли, стоят цифры.
Неслучайно тема роли женщины в современном мире стала одной из центральных на международном экономическом форуме в Давосе в этом году. Оказывается, потенциал женщин в мировой экономике используется наполовину. Гендерный разрыв будет ликвидирован лишь через 217 лет, а не через 57, как ожидали всего несколько лет ранее. Если бы женщины играли ту же роль на рынке труда, что и мужчины, то к 2025 году к мировому ВВП можно было добавить $28 трлн, или 26%. Но этого, к сожалению, не произойдет.
В чем же причина?
В первую очередь, женщины в основном представлены в «женских профессиях»: учитель, бухгалтер, делопроизводитель, секретарь, HR-менеджер, продавец, кассир, операционист. Эта тенденция характерна практически для всех стран мира, вне зависимости от экономической ситуации. Традиционно это области с не самыми высокими зарплатами и возможностями для карьерного роста. Мы знаем, что мужчина при прочих равных (уровне образования и опыте) на рынке труда может претендовать на более высокооплачиваемые должности. Впрочем, в США, например, более 80% женщин жалуются, что мужчины получают больше за аналогичную работу. Например, еще в 2008 году это соотношение было 73 цента к $1, сегодня 80 центов.
Кроме того, некоторые женщины вынуждены сокращать рабочий день, чтобы параллельно успевать заниматься детьми и семьей. Например, в Великобритании частичная занятость у женщин практически в 2,5 раза больше, чем у мужчин. Они гораздо чаще мужчин вынуждены отказываться от карьеры, чтобы ухаживать за больными родственниками или престарелыми родителями.
Ситуация усугубляется еще и тем фактом, что практически 60% «женских профессий» находятся в группе риска из-за стремительно развивающихся технологий. Искусственный интеллект уже активно внедряется в делопроизводство и бухгалтерию. Многие известные ретейлеры пробуют заменять продавцов и кассиров роботами. Из-за развития онлайн-обучения в будущем не будет так востребована профессия педагога.
В то же время женщины не приходят в STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics) — наиболее перспективную область экономики, охватывающую науку, технику, инжиниринг, IT. Не так много представительниц прекрасного пола встретишь в политике, экономике, бизнесе, финансах. Почему?
Во-первых, это выбор самих женщин. Максим Горький говорил, что «Права не дают, права берут». Но традиции сковывают амбиции и мечты и направляют по проторенной десятилетиями дорожке. Но, с другой стороны, и не все работодатели готовы брать женщин на работу из-за огромного количества стереотипов. В-третьих, государство не создает условий для социальной и профессиональной реализации женщины.
Только крупные или самые продвинутые компании создают условия для полноценной реализации женщины: например, возможность работать иногда удаленно или не на полную ставку, гибкий график. На пленарной сессии в Давосе Энн Финукейн, вице-председатель Bank of America отчиталась о больших победах. Она сообщила, что более 50% сотрудников корпорации составляют женщины, в том числе 38% исполнительной команды. Она объяснила это тем, что их сотрудники являются отражением клиентской базы банка. И сейчас компания активно разрабатывает программу наставничества и спонсорства женщин, чтобы оказать им поддержку в становлении карьеры и во время материнства.
Алан Джоп, один из президентов Uniliver, рассказал, что компания борется со стереотипами при отборе кандидатов. Например, разработан тест навыков агностика, цель которого — выявить наиболее квалифицированных кандидатов вне зависимости от пола и максимально нивелировать субъективные факторы и предубеждения при приеме на работу.
редакция рекомендует
Бизнес по-женски: как преодолеть гендерные стереотипы
Дамы в цифре: как будут развиваться женские профессии