Фото Brendan McDermid / Reuters
Полной поддержки американского эмбарго в Европе нет. Лидеры ЕС обещают поддержку Ирану и рассчитывают на неприменение санкций в отношении европейских компаний
После майского объявления президента США Дональда Трампа о выходе из сделки с Ираном цены на нефть за несколько дней выросли на 5%. Сделка предполагала, что Иран будет соблюдать жесткие ограничения на ядерную программу, а в ответ с него будут сняты экономические санкции Евросоюза и США. Вслед за ростом цен инвестбанки (Bank of America, Morgan Stanley) предсказали рост цен на нефть до $90–100 в текущем году.
Что же произойдет, если США вместе с ЕС введут эмбарго на иранскую нефть? Введение санкций на нефтяные поставки Ирана не всегда позитивно влияли на цены на нефть. Когда в 2012–2013 годах Иран перестал продавать нефть США, Великобритании и странам ЕС, это не вызвало роста нефтяных цен — они снизились с $85–90 за баррель в первом полугодии 2012 года, до $50–55 во втором полугодии 2015 года.
В этот раз полной поддержки американского эмбарго в Европе нет. Лидеры ЕС обещают поддержку Ирану и рассчитывают на неприменение санкций в отношении европейских компаний. Евросоюз — это ключевой регион для иранского экспорта в условиях американского эмбарго (около 500 000 баррелей в день, или 20%). Но даже во время предыдущих санкций было трудно контролировать торговлю нефтью. По оценкам, только через Турцию в ЕС ввезли иранских энергоносителей на $70 млрд, и оплата шла золотом.
Огромную роль в нефтяном экспорте Ирана играют азиатские импортеры. Они вряд ли согласятся снижать закупки. Основной клиент Ирана — это Китай: около 600 000 баррелей в день в 2017 году, или 24% от общего экспорта Ирана. Во время прошлого эмбарго Китай сначала снизил закупки на 22% (с 555 000 баррелей в день в 2011 году до 438 000 баррелей в 2012-м), но к 2014 году объемы вернулись на прежний уровень. Китайские покупатели не ждут проблем с поставками из-за санкций и надеются на скидки.
Еще один крупный покупатель нефти Ирана (около 450 000 баррелей в день, или 18%) — это Индия. Она рассчитывает сохранить поставки, которые составляют порядка 10% от общего импорта в страну). В период прошлого эмбарго Индия снизила закупки на 40%. Если Евросоюз не поддержит эмбарго, то Индия продолжит покупать нефть.
Ключевые риски для азиатского экспорта Ирана — отказ от покупок со стороны Японии и Южной Кореи. По данным Управления по информации в области энергетики США (EIA), Иран в прошлом году поставлял 14% своей нефти и конденсата в Южную Корею и 5% — в Японию. В 2008 году импорт из Ирана в Японию был более 500 000 баррелей в день, а сейчас — до 200 000 баррелей. И Япония не пытается вернуть импорт на досанкционный уровень. Южная Корея вернула закупки на уровень 250 000 баррелей в день в 2016 году, но может повторно сократить закупки на 40–50% для выполнения условий эмбарго. Зависимость Южной Кореи от иранской нефти составляет менее 5%.
Заявления Трампа о выходе из сделки с Ираном повлекли за собой рост цен на бензин в Соединенных Штатах. Текущее состояние нефтяных запасов показывает их сокращение в Америке и других развитых странах, где они снизились уже до пятилетнего среднего уровня.
В начале мая Минэнерго США сообщило о сокращении запасов нефти и нефтепродуктов, но покрытие этими запасами чистого импорта сохраняется на очень высоком уровне — 180 дней (в прошлом году было 140).
Кроме того, в 2018 году нефтяной рынок практически не реагировал на рост добычи легкой сланцевой нефти в Соединенных Штатах и ускорение ее экспорта. К тому же сократились поставки тяжелых сортов нефти из-за коллапса добычи в Венесуэле. Текущий экспорт нефти из США уже вырос до 2 млн баррелей в день. Китай закупал 20% от общих американских поставок в 2017 году, Европа — около 25%, а в 2018 году показатели будут выше.
По сравнению с маем 2017 года объемы нефти в американских коммерческих запасах сократились на 87 млн баррелей, за рубеж вывезено в среднем на 242 млн баррелей больше, чем годом ранее.
Рассчитывать на сохранение высоких темпов роста спроса на нефть в мире сложно с учетом приближения цен на бензин в 2018 году к уровню 2014-го ($3,4 за галлон). В 2015 году средняя розничная цена бензина была на уровне $2,5 за галлон, а текущий уровень уже совсем близок к психологической отметке $3 за галлон. Это невыгодно Трампу в преддверии ноябрьских выборов в конгресс.
Рост цен грозит разрушить сделку по сокращению добычи ОПЕК+, в которой участвует союзник США Саудовская Аравия. Для саудовцев было привлекательно искусственное поддержание высокого уровня цен, они мечтали провести «триллионное» IPO нефтяной компании Aramco в этом году. Но сроки этого размещения неясны, а близость вхождения финансовых рынков в фазу «сдутия пузыря» может привести к изменению планов королевства и увеличению добычи в Саудовской Аравии, что поможет нивелировать риски эмбарго для нефтяных цен.
Только резкое и беспрецедентное ужесточение антииранских санкций может вызвать кризис предложения нефти. Но этого, скорее всего, не произойдет. Министр финансов США пояснил, что главная цель Дональда Трампа — заключение новой сделки с Ираном. Для Трампа главное не полностью отказаться от наследия предыдущего президента, а заменить сделку Барака Обамы на свою.
редакция рекомендует
США против Ирана: почему экономический эффект от новых санкций окажется минимальным
Нищая страна: сколько россияне заплатят за повышение НДС
Горечь после выборов. Россияне больше не верят в возобновление роста экономики
Резкий разворот. Насколько ослабнет рубль из-за политики ЦБ