Из варяг в губернаторы: старому поколению управленцев грядет смена

Из варяг в губернаторы: старому поколению управленцев грядет смена

Фото Данила Айкина / ТАСС

Многие главы регионов, с триумфом одержавшие победу на прошлых выборах в 2014 году, становятся для власти «проблемными», испытывая сложностью с управлением на вверенных им территориях

Кремль продолжает методично готовиться к губернаторским выборам 2019 года и расчищает площадку для своих выдвиженцев. В 2019 году заканчиваются пятилетние сроки у победителей кампаний 2014 года. Некоторых из них уже не занимают пост губернатора: кто-то сел в тюрьму, как руководители Коми, Удмуртии, Кировской области, кто-то перешел на другую работу как губернаторы Псковской или Воронежской областей, кто-то ушел в отставку ранее. Теперь дошла очередь до Олега Королева и Алексея Кокорина, у которых срок полномочий завершается в будущем году.

Администрация президента по-прежнему делает ставку на назначение исполняющего обязанности. Хотя казалось бы, если бы Олег Кожемяко захотел возглавить Приморский край, он мог бы взять отпуск за свой счет на Сахалине и поехать по районам Приморья, агитируя за себя. Но это не в логике Кремля. Президентский выдвиженец должен непременно сесть в свой будущий кабинет, и, уже располагая властным ресурсом, работать на свой образ. Такой подход мало согласуется со здравым смыслом и понятиями о приличиях, но в постсоветской России оказывается вполне приемлемым.

Если бедная Курганская область отступает на второй план, то Липецкая представляет интерес для олигархических групп. Она, наравне с Белгородской областью, входит в число «металлургических» черноземных регионов. Именно благодаря развитию черной металлургии сугубо сельский край получил мощное развитие. И Липецкая и Белгородская области создавались в 1954 году именно как центры развития тяжелой индустрии, до этого Липецк и Белгород были ничем не примечательными уездным городишками. А в советское время — райцентрами. За счет НЛМК в области удавалось поддерживать и сельское хозяйство, и социальную сферу, и политическую стабильность.

Олег Королев, пусть не сразу, но наладил отношения с руководством НЛМК и смог удерживаться у власти ровно двадцать лет. Позволю личное отступление: мой первый день работы в должности пресс-секретаря губернатора Тульской области как раз совпал с выборами губернатора в Липецке в 1998 году. Я докладывал Василию Стародубцеву об их итогах, рассказывая, что старого опытного Михаила Наролина (за которого тот «болел») победил какой-то Королев из молодых. И это было как будто вчера. А теперь уже и Королев — «старый и опытный», уступает дорогу молодым, как он сказал в своем прощальном обращении. Правда, Королев заметил, что не уходит на пенсию, а просит у президента новой работы.

Олег Королев спокойно и без скандалов отработал свои 20 лет, если не считать нескольких его неосторожных высказываний, которые, впрочем, не нанесли особенного репутационного урона губернатору. Так что его преемника — Игоря Артамонова, ожидает вполне приличное наследство. Если он не допустит грубых просчетов, избрание ему гарантировано. В Липецке нет значимой оппозиции, явных протестных настроений.

Кремль, как это теперь проходит почти повсеместно, предпочел варяга, человека со стороны. Ранее Артамонов занимал кресло вице-президента Сбербанка России — председателя Среднерусского банка. Сразу заметим, что Липецкая область в сферу Среднерусского банка не входит. Артамонов практически всю свою сознательную жизнь проработал в Сбербанке, начиная в Ставропольском крае — в Буденновске, как раз в тот момент, когда город захватила банда Шамиля Басаева. Затем командировался на Дальний Восток, 4,5 года руководил Западно-Сибирским Сбербанком в Тюмени.

С одной стороны, не очень понятно, как будет руководить регионом человек, ни дня не работавший ни на государственной должности, ни на политической. С другой стороны, Сбербанк — государственная структура, находящаяся в тесном контакте с региональной и федеральной властью. Поэтому у Артамонова есть общее понимание того, как устроена государственная машина, в том числе, на региональном уровне.

Вадиму Шумкову, заместителю губернатора Тюменской области по инвестициям, придется сложнее. Курганская область — регион очень бедный, без значимых природных ресурсов, без особенных перспектив. Курган до 1943 года тоже был уездным городком-райцентром, и лишь эвакуация в войну ряда предприятий на его территорию послужила поводом для создания области.

Из официальной биографии Шумкова следует, что он родился в деревне в Курганской области, так что формально он ей не чужд, но вся его взрослая жизнь прошла в соседней Тюменской области. Он 1971 года рождения, но чем занимался до 1994 года — начала его трудовой биографии, остается загадкой, так как институт он закончил только в 1996 году. Из его воспоминаний в ЖЖ (факт примечательный, многие ли чиновники ведут неформальные блоги?) следует, впрочем, что в юности он не сторонился любых заработков, в том числе, торговал картофелем.

С 2004 года он оказывается на госслужбе, с 2006 года — директор департамента инвестиционной политики, а с 2012 года — заместитель губернатора. Вполне типичная биография для этого поколения — не очень прозрачная молодость в 90-е годы со сменой разных занятий, а после — последовательная карьера во властных структурах. Судя по всему, Шумков — вполне разумный чиновник, опытный и знающий, но он всегда был за чьей-то спиной и выполнял поручения сверху, а теперь ему предстоит стать первым лицом в непростом регионе.

Раньше губернаторские выборы в Курганской области всегда проходили шумно и с большим напряжением для действующей власти. Олег Богомолов, 18 лет проработавший губернатором, все три свои победы одерживал с минимальным перевесом. Его преемник, перешедший сегодня на другую работу Алексей Кокорин, был явно не на своем месте — он так и остался на уровне мэра Шадринска, кем и был до назначения главой области. Он испытывал проблемы со здоровьем, а образование оставляло желать лучшего — сам факт, что до 30 лет он работал простым токарем, а вузовский диплом получил в 40, говорит о многом.

Многие главы регионов, с триумфом одержавшие победу на прошлых выборах в 2014 году, становятся для власти «проблемными». Например, главы Мурманской, Волгоградской, Оренбургской и Курской областей, Санкт-Петербурга, Башкирии, Горного Алтая. Все они либо уже люди в возрасте, либо испытывают сложности с управляемостью на вверенных им территориях. Добавим к ним главу Белгородской области Евгения Савченко, который руководит ею с 1993 года. 25 лет — столько не руководили даже в советские времена, и главу Забайкалья Наталью Жданову.

С учетом интересов властной вертикали, большинству из них придется в ближайшее время расстаться со своими должностями. Как показывают примеры Шумкова и Артамонова, на смену старым губернаторам приходят вовсе не «политики» — о необходимости которых заявил директор ВЦИОМа Валерий Федоров. Значит, Кремль уверен в том, что случившиеся провалы и проигрыш провластных кандидатов — всего лишь недоразумение и он полон веры в свои силы.

редакция рекомендует
Он хотел построить мост: интервью врио губернатора Приморья Олега Кожемяко
Президентские избранники. Кремль наносит ответный удар

forbes.ru