Первая речь Трампа в Конгрессе: благие намерения или начало больших экономических реформ?

Первая речь Трампа в Конгрессе: благие намерения или начало больших экономических реформ?
Выступление Дональда Трампа в Конгрессе

Фото REUTERS / Jim Lo Scalzo

Какие экономические последствия будут иметь слова Трампа в Конгрессе?

28 февраля было богато важными экономическими новостями не только из-за давно ожидавшегося выступления президента Дональда Трампа перед конгрессменами. В этот день вышло много важных экономических данных за месяц, как позитивных — рост занятости, потребительских расходов, так и не очень — темпы рост ВВП снизились до 1,6% по сравнению с 2,6% за тот же период 2015 года и опустились таким образом до минимума за 6 лет. Для рынка также стали очень важными выступления сразу нескольких бывших руководителей ФРС, выразивших уверенность в скором повышении ставки ФРС. Теперь вероятность этого действия в марте оценивается около 80%.

Но главное все-таки за день прозвучало в выступлении Трампа. Причем — не общие слова про политику, а достаточно конкретные — про деньги (хотя многие и сетовали, что про реформы хотелось бы знать больше деталей).

Налоговая реформа должна, по мнению Трампа, значительно снизить налоговые ставки для американских компаний, чтобы сделать их более конкурентоспособными на глобальном рынке. Одновременно необходимо снизить налоговую нагрузку для среднего класса. Достичь этого планируется за счет изменений в тарифной политике: «Сегодня, когда мы поставляем продукты из Америки на экспорт, многие другие страны заставляют нас платить очень высокие тарифы и налоги, но затем иностранные компании поставляют их продукцию в Америку и мы почти ничего с них не берем», — сказал Трамп.

Планы торговой реформы выражены в словах Трампа «я очень верю в свободную торговлю, но она также должна быть честной торговлей». Он вспомнил слова первого президента-республиканца Линкольна, предупреждавшего, что отказ от протекционистской политики «приведет к разорению нашего народа». Трамп выразил уверенность, что «вернуть миллионы рабочих мест» в США можно, только лишив иностранные компании необоснованных преимуществ и реформировав систему легальной иммиграции, которая устарела, что приводит сегодня «к снижению оплаты самых бедных трудящихся и является тяжелым грузом для налогоплательщиков».

Все это — четкий сигнал на то, чтобы не только резко усилить торговый протекционизм (пусть и в рамках правил ВТО), но и принудить торговых партнеров снижать налоги (акцизы и другое) на американские товары на их внутренних рынках. Прошлый раз такая политика проводилась в рамках «рейганомики» и была направлена в первую очередь против Японии, а теперь она затронет Германию и КНР.

Относительно миграции интересно отметить, что Трамп говорил не про нелегальных мигрантов и политически болезненные для него темы вроде «стены» и запрета въезда для мусульман. Он выразил уверенность, что «реальная и позитивная иммиграционная реформа возможна, если мы сфокусируемся на следующих целях: улучшение рабочих мест и зарплат для американцев, усиление национальной безопасности и уважение к закону». Призывая к сотрудничеству и республиканцев, и демократов в этом вопросе, он, очевидно, старался изменить имидж своих «анти-иммигрантских» инициатив с негативно-политического на позитивно-деловой.

Еще одна важная тема речи — развитие инфраструктуры или «национальная перестройка» («national rebuilding»), как назвал это Трамп. Он сказал, что обратится к Конгрессу с просьбой одобрить законы, которые позволят профинансировать инвестиции на $1 трлн в инфраструктуру (транспортную и энергетическую в первую очередь). При этом он отметил, что речь идет о привлечении, как о государственных, так и частных денег, то есть — бизнесу и Конгрессу подан сигнал, что правительство будет добиваться налоговых послаблений для стимулирования бизнесом инвестиций и, одновременно, государственных заказов для того же бизнеса. И главное, как подчеркнул Трамп, это станет возможным благодаря использованию двух главных принципов: «Покупай американское и нанимай американцев». Таким образом, Трамп старается лишить своих противников в Конгрессе возможности отказывать в одобрении законопроектов, нужных одновременно всем в США — трудящимся, государству и бизнесу.

Наконец, затронув самую «больную» и рискованную для себя тему ОbamaCare, Трамп также несколько отошел от прежней более жесткой риторики и вместо призывов к полному отказу от действительно неэффективной программы, сказал, что хотел бы заменить ее на систему страхования, которая даст американцем больше выбора, лучший доступ к медицинским услугам и лучшие цены при лучшем качестве. Он, как и Обама, обещал сделать медицинское страхование доступным каждому, не вдаваясь в подробности, что именно будет предложено вместо непродуманной и дорогостоящей программы демократов. Но главное, что он подал сигнал о намерении бороться в Конгрессе за более выигрышные для его администрации экономические реформы, а не погрязнуть в сражениях с защитниками ОbamaCare. Это очевидно грамотный шаг, так как сегодня все более очевидно, что программа Обамы привела к увеличение расходов на страхование везде, а во многих штатах — в два с лишним раза, не дав при этом никакого заметного улучшения доступа к медуслугам.

К другим, связанным с экономикой разделам президентской речи, относятся обещания «выбить» из союзников по НАТО исполнение их финансовых обязательств. Призыв реформировать систему школьного образования также может иметь экономические последствия, если это выльется в перераспределение государственной поддержки с одних лишь «публичных» школ (куда дети ходят бесплатно, но не могут получить нормальной подготовки) на все другие виды школ, оплату услуг которых бедным родителям способных детей могло бы оплачивать государство. Но это — не главное в речи, целью которой было показать, что «первые 100 дней» Трампа — не только «ралли» на фондовом рынке и скандалы, но и подготовка к серьезным реформам, имеющим хорошие шансы на одобрение даже в не самом дружественном для президента Конгрессе.

forbes.ru