В погоне за трендами: куда инвестировать, когда экономика растет?

В погоне за трендами: куда инвестировать, когда экономика растет?

Фото Julio Cortez / AP / TASS

Еврооблигации развивающихся рынков уступили место акциям США в портфеле международного инвестора

2016 год был довольно прибыльным для инвесторов, несмотря на объективные риски и слабые экономические прогнозы. Основные банки США уже опубликовали отчетность за IV квартал прошлого года, в них — существенный рост прибыли преимущественно за счет подразделений по торговле ценными бумагами. В числе лидеров роста в минувшем году находятся рынки акций развитых экономик, которые чувствуют поддержку со стороны сверхкомфортных финансовых условий, созданных основными центробанками.

Текущий год несколько отличается набором факторов, которые обусловят динамику тех или иных классов активов. Главное, Федеральная резервная система (ФРС) США готовится ускорить темпы нормализации денежно-кредитной политики, планируя повысить базовую процентную ставку в текущем году тремя шагами, доведя ее до уровня 1,50%. Рассмотрев предыдущий цикл повышения ставки по федеральным фондам, который проходил с середины 2004 года по середину 2006 года можно сделать несколько интересных выводов. В частности, аутсайдерами стали защитные активы. Доходности казначейских обязательств США поднялись к долгосрочным максимумам, отражая реакцию рынков на удорожание заемных денег. Аналогично текущей ситуации темпы роста экономики США были достаточно высокими – 3,5-3,8% в годовом выражении, а инфляция также поднималась с 3,5% до 4,3%. Американская валюта в эти периоды практически не росла, индекс доллара в течение двух лет колебался в диапазоне 85-90 пунктов. Фондовые рынки также не смогли продемонстрировать существенный рост – всего около 10% за 2 года. Кардинальным отличием ситуации 2004—2006 годов от нынешней является состояние развивающихся рынков (emerging markets, ЕМ). В указанный период мы наблюдали пиковые значения по притоку иностранных инвестиций в ЕМ, которые выглядели привлекательно с точки зрения экономических перспектив и стремительного роста на товарно-сырьевых площадках. Так, за эти 2 года индекс ММВБ поднялся в 3 раза и это был не предел для акций ЕМ.

Текущее состояние развивающихся рынков далеко от идеального. Экономики emerging markets только-только приходят в себя от пережитого шока: демонстрируют стагнацию или слабый рост, бюджеты дефицитны даже с учетом прошедшей девальвации национальных валют. Локомотив прежнего роста, Китай, существенно замедлил темпы роста, стараясь трансформировать свою модель экономики на внутренне потребление. И если раньше, когда рынок США был менее интересен инвесторам, развивающиеся экономики могли генерировать высокую прибыльность вложений в них, служа удобным буфером для среднесрочных инвестиций, то сейчас их привлекательности достаточно разве что для локальных и спекулятивных стратегий.

Безусловным лидером по доходности в 2016 году были евробонды emerging markets. Чем сложнее была политическая или экономическая ситуация в стране, тем выше интерес к ее долговым бумагам. В текущих условиях, когда рынки ждут от ФРС дальнейшего ужесточения денежно-кредитной политики, рост евробондов вряд ли возможен. В силу слабого состояния экономик они не готовы на самостоятельный рост, при этом постоянно будут испытывать давление со стороны рынка казначейских обязательств США. Фондовые рынки ЕМ в условиях слабого интереса к ним также лишены драйверов для собственного роста, даже с учетом того, что в большинстве случаев капитализация компаний выглядит явно недооцененной.

Набор инструментов для инвестирования в период ужесточения денежно-кредитной политики в США скромный. Прочие развитые рынки также не кажутся надежными. В Европе помимо политических и экономических проблем есть прецедент в виде выхода Великобритании из Евросоюза, что отпугивает инвесторов своей рутиной и неопределенностью. Поддержкой выступает стимулирующая политика Европейского центробанка, однако программы выкупа активов уже сформировали непривлекательные для покупки цены на долговых рынках, при этом среднесрочные перспективы экономики пока не выглядят радужными.

В текущей ситуации умеренные перспективы роста имеются лишь у фондового рынка США, который, к слову, находится на уровне своих исторических максимумов по основным индексам. Дальнейший рост экономики США на уровне 2,0-2,3% в годовом выражении является умеренным, но будет привлекательным при оценке вложений в американские акции. Часть капитала может прийти с рынка защитных активов, которые будут дешеветь в ответ на повышение процентной ставки ФРС. Кроме того, приход к власти нового президента США обещает компаниям послабления налогово-бюджетной системе, активизацию инфраструктурного строительства, защите позиций компаний во внешнеторговых отношениях. Все это создает довольно устойчивый интерес к фондовому рынку США.

Если говорить о реакции российского финансового рынка на трансформации в глобальной системе, то ключевые процессы здесь связаны с поведением большинства развивающихся рынков. Евробонды в последние несколько месяцев двигаются вслед за широким рынком, поэтому вряд ли смогут повторить рекорд 2016 года (12% по индексу полного дохода). Рынок акций выглядит наиболее недооцененным по сопоставимым финансовым показателям, равно как и по капитализации среди развивающихся экономик, поэтому имеет шансы подрасти, особенно в случае смягчения санкционного режима с Западом и положительной динамике западных бенчмарков. Внутренний долговой рынок выглядит наиболее привлекательным в условиях ожидания смягчения монетарных условий со стороны Банка России. Несмотря на то что рублевый долг действует с опережением и уже закладывает значительную часть будущего понижения размера ключевой ставки ЦБ, потенциал ценового роста сохраняется.

В отношении рубля прогнозы остаются сдержанными, мы не ожидаем ни его существенного укрепления, ни девальвации к прежним минимумам. Цены на нефть лишены драйверов для дальнейшего роста, а это значит, что и рубль вряд ли способен показать отдельный рост в силу дефицитности бюджета и истощения Резервного фонда.

Резюмируя, стоит отметить, что явных фаворитов на мировой инвестиционной арене сейчас не наблюдается. То, что теоретически должно дорожать, уже имеет довольно высокие ценовые уровни. Те активы, которые существенно потеряли в цене ранее, пока не имеют способности к восстановлению из-за повышенных рисков. В таких условиях рынок продолжит спекулятивно отыгрывать локальные идеи, которые будет диктовать новостной фон, действия основных правительств и Центробанков. Инвесторам же не остается ничего другого, кроме как пытаться поймать постоянно изменяющиеся тренды и быть готовыми на авантюры, которые предоставит рынку новая администрация США.

forbes.ru